При рассуждениях об основах мироздания, полагаю, важно помнить, что действительность не есть реальность. Действительность мы обычно постигаем посредством психики и описываем некими идеальными сущностями, аналогов которых в реальности не имеется.
Действительность материальна, психика идеальна. Но для описания самой реальности идеальные сущности, с помощью которых мы описываем действительность, могут оказаться неприемлемы.
Дополню. Рассуждать что первично, а что вторично (типа, что там чего отражает) – материальное или идеальное – не имеет смысла. И идеальное, и материальное сами по себе являются отражениями возникающие при взаимодействии реальных сущностей.
Немного уже писал об этом в нескольких темах. Дабы не раздувать сообщение приведу только ссылки.
В теме про мозг (автор – уважаемый Макрофаг):
Ответ 2830
https://www.nkj.ru/forum/forum26/topic11627/messages/message356114/#message356114
ответ 2919
https://www.nkj.ru/forum/forum26/topic11627/messages/message356840/#message356840
ответ 2927
https://www.nkj.ru/forum/forum26/topic11627/messages/message356943/#message356943
И в теме про уровень разумности животных (автор – уважаемая Лилия Шаройко):
Ответ 85
https://www.nkj.ru/forum/forum13/topic19795/messages/message357986/#message357986
И немного по теме.
Искривлёно или не искривлёно может быть только относительно чего-то, некой системы координат. Для пространства определённой размерности выявить искривление можно только в пространстве более высокой размерности.
И пространство, как время и движения только атрибуты материи. То есть идеальные сущности, предназначенные для описания материальной действительности. Нет их в реальности. В действительности же всегда можно найти соответствие этим идеальным сущностям в виде неких материальных сущностей.
И ещё считаю важным помнить, что мы сначала обозначаем некую совокупность взаимодействующих материальных сущностей (например, некий процесс), а потом наделяем некими свойствами эти материальные сущности (компоненты этого процесса).
Реальность представляется (отражается в его психике) для наблюдателя всегда в виде действительности. Для каждого наблюдателя реальность представляется в виде своей действительности. Для разных наблюдателей имеющих сходные свойства реальной структуры (принадлежащих к одному типу, к одному виду и т.д.) действительность также будет представляться сходным образом.
Поэтому действительный (материальный!) мир вокруг нас именно такой, потому что мы такие! А постигать реальность, мы обречены только через отражения (действительность и психику). Вынуждены строить сложные модели реальности в своей психике и постоянно проверять их на соответствие действительности (действительности, а не реальности). И конечно у нас всегда будет получаться найти такие подтверждающие соответствия – ведь и действительность, и психика являются всего лишь отражениями, возникающими при взаимодействии реальных сущностей.
Отчасти этим объясняется появление парадоксов в квантовой механике и парадоксов в теории относительности. Наша, во многом ещё животная, психика всё ещё не способна формировать адекватное отражение взаимодействующих реальных сущностей. То есть, интуитивно нам непонятны закономерности квантовой механики и закономерности теории относительности – ну не заточены наши мозги под такое понимание… Понять такое под силу системе более высокого уровня, чем отдельный человек – социуму вооружённому системами ИИ различного уровня. А затем уже это понимание вложить в мозги отдельных индивидуумов (если «железо» этих индивидуумов будет позволять это сделать, конечно). Обычно так всегда и происходит – сначала социум понимает, а потом вкладывает квинтэссенцию данного понимания в мозги отдельных индивидуумов (в виде теорий, парадигм, идей, понятий) путём обучения (по сути, установкой нового, более совершенного, софта).