Гусеницы чувствуют электричество

…и могут узнавать врагов по электрическому заряду.

Сотрудники Бристольского университета пишут в PNAS, что гусеницы некоторых бабочек реагируют на электрическое поле от обыкновенных ос, питающихся этими гусеницами. Многие насекомые, не только осы, несут на себе электрический заряд – он появляется, например, во время полёта, когда тело насекомого трётся о воздух. Изменения в своём электрическом поле или появление рядом кого-то другого, тоже заряженного электрически, можно почувствовать с помощью щетинок – тончайших выростов кутикулы, которых электрическое поле заставляет двигаться.

Гусеница медведицы кровавой свернулась в защитный шар. (Фото: Sam England, University of Bristol)

Эксперименты ставили с гусеницами медведицы кровавой, кистехвоста пятнистого и павлиньего глаза: у всех у них на теле есть достаточное количество хорошо заметных щетинок-волосков. Электрический заряд ос измеряли с помощью датчика у их гнезда, а затем осиный заряд имитировали электродами, которыми толкали гусениц. Те пытались защищаться: начинали резко извиваться, пытались ударить по электроду либо же просто сворачивались в тугой шар. И оказалось, что гусеницы обороняются заметно дольше, когда на электроде есть осиный заряд. Щетинки гусениц реагировали на электрическое поле особенно сильно, когда оно осциллировало, как если бы рядом была настоящая оса, машущая крыльями.

Электрод без электричества можно сравнить с веточкой, которую качает ветер, или листом, который упал с дерева – так или иначе, это безобидный механический раздражитель. Если же у раздражителя есть электрический заряд, то с большой вероятностью тобой интересуется хищник, и тут уже имеет смысл приложить все силы, чтобы от него отделаться. Правда, щетинки на теле гусениц могут также реагировать и на поток воздуха, и на звуки, которые производят осиные крылья. Вполне возможно, что гусеницы учитывают все три признака, но нужны дополнительные эксперименты.

Вообще же это далеко не единственный пример электрочувствительности у членистоногих. Те же исследователи из Бристольского университета в своё время выяснили, что шмели чувствуют цветы с нектаром и цветы без нектара по свойствам электрического поля (если цветок без нектара, значит, его кто-то посещал до тебя, и не только выпил нектар но и изменил электрический заряд), клещи с помощью электричества запрыгивают на хозяев, а паукам электростатические силы помогают летать на паутинках.