УДК 378.01
ПРИНЦИП СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ (АГОНАЛЬНОСТИ) В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТА
Баранов В.В. 1, Белоновская И.Д. 1
1. ВПО «Оренбургский государственный университет»
Введение
Студенческий возраст - это время активизации саморазвития личности, попытки профессионального самоутверждения. В этом мотивационном поле происходит формирование нового качества личности - ее конкурентного ресурса. Активность и заинтересованность молодежи в подготовке и проведении Универсиады «Казань-2013» и Олимпиады «Сочи-2014» стали мощным посылом к возрождению идеи состязательности в педагогике, в том числе и в аспекте конкурентного становления личности в образовании. Принцип состязательности в педагогике рассматривается, главным образом, в рамках традиционной игровой деятельности, в то же время возникает необходимость более широко выявить и проанализировать его возможности в конкурентном развитии личности студента в высшем профессиональном образовании.
Цель данного исследования состоит в установлении статуса принципа состязательности в формировании конкурентных качеств личности студента в условиях высшего профессионального образования.
Материалы
Историко-педагогический анализ обращает нас к истокам представлений о конкурентных качествах личности. Борьба, состязание, соревнование, конкуренция - все это слова одного ряда, выделяющие соперничество, состязательность или соревновательность как мотивирующую часть человеческой деятельности. Чарльз Дарвин и Томас Гоббс считали, что соперничество лежит в основе природы человека. Й. Хейзинг утвердил в современной культурологии идею об игровом и соревновательном элементе культуры, определяющем специфику отношения человека к обществу, природе и самому себе. Исследователи отмечают, что социализация человека сопровождается проявлением по отношению друг к другу соперничества. Так, на протяжении всего периода существования человечества строятся разнообразные социальные отношения продвижения, вырастает конкуренция, формируются конкурентные преимущества и аккумулируются конкурентные ресурсы. К понятиям соревновательности, состязательности и соперничества достаточно близко примыкает термин и «конкуренция». Термин «конкуренция» вошел в русский язык только в конце XVII века через немецкий Konkurrenz или польский konkurencja, которые в свою очередь восходят к латинскому слову concurrentia. В ранней версии латинское слово происходит от корня concurrere - «сбегаться, сталкиваться», означает «соперничество на каком-либо поприще, борьба за достижение лучших результатов», «совместный поиск или выбор способов участия в той же гонке». Сохранившее в бытовом языке значение «конкуренции» означает соперничество двух или более лиц. Таким образом, в первоначальном варианте в понятии «конкуренция» речь шла именно о качествах личности, сочетающих деятельностные умения, настойчивость в борьбе, выносливость, стремление к победе, соответствующие физические способности. Многочисленные дошедшие до нас исторические свидетельства и артефакты подтверждают, что в доисторические времена не только специально воспитывали и готовили молодых людей как воинов, но и проводили мирные состязания (в современном понимании спортивные состязания), выявлявшие самых ловких, быстрых, энергичных, сообразительных для продвижения их в социальной иерархии, в родовых и родственных вертикалях.
Динамизм изменения сущности конкуренции мы связываем с целостным процессом общественно-исторического и экономического развития того или иного государства, когда соперничество стало частью личностных отношений, а конкуренция стала регулироваться общепризнанными нормами и ценностями. Идея Древней Греции о благе соперничества и «чистой от наживы» конкуренции дошла до наших дней в идеологии Олимпийских игр. Традициям Игр должна быть чужда мысль о наживе, а главная цель заключается в достижении добродетельным честным способом высот спортивного Олимпа [7]. Принцип состязательности стал основой современного олимпизма, в котором по инициативе П. де Кубертена сформулированы прежде всего этические принципы Fairplay («честная (или справедливая) игра»).
Современные социологические и философские исследования О.В. Летуновой [6], Ф.Р.Туткарова[8], А.В. Щербины [9] показали, что конкурентные качества личности, ее конкурентный ресурс связаны с соперничеством, состязательностью, соревновательностью ничуть не менее, чем прежде. Исследователи вводят термин «агональная деятельность», который характеризует возможность активно проявить личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях. Доказывается, что конкурентная борьба является феноменом культуры, имеющим глубокие исторические корни, причем конкуренция «как уничтожение» соперника и конкуренция «как соревнование и взаиморазвитие» изначально содержатся в качестве предпосылки в мифологемах сознания. По мнению Р.С.Данилова [4],в процессе социализации личности состязательность является основным фактором игровой адаптации индивида к социальному бытию и выражается соперничеством его биологического и социального начал, с одной стороны, и соперничеством социального начала со сверхсоциальным (нормами и ценностями культуры), с другой стороны. В.И.Андреев [1] понятие «конкурентоспособная личность» трактует как «личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами»....