eLectric:
Цитата |
---|
Насчёт "конкретно" трудно сказать, я же говорил там: "неопровергаемое утверждение". Всё, что есть у человека, это результат эволюции от животных. А зачатки религиозности у животных в той-же мере, в какой у них есть зачатки мышления. Религиозность - неизбежное свойство мышления. Говорить более конкретно, так надо конкретизировать определения религиозности и мышления. |
Лилия Шаройко:
Цитата |
---|
Так вот человек часто менее зависим от окружающего пространства, чем животное и первые религии были именно обожествлением сил природы - духи леса, рек озер и т.п. Животное приоритетной программой выбирает окружение, инстинктивная сверхзначимость окружения -это главный религиозный инстинкт по моему мнению ………. В общем в двух словах моя мысль выглядит так - постепенное отделение живого от окружения в самостоятельную энергетическую систему на определенном этапе эволюции живых систем создало период осознаваемой зависимости от окружения, сверхзначимости этого окружения и как результат обожествление природы. У животных этот период возник как зачаточное осознание окружающего как отдельного от себя пространства на фоне тотальной зависимости от него, поэтому не особенно заметен внешнему наблюдателю. |
В общем и целом – это правильно и не вызывает вопросов. Но мой вопрос стоял о конкретном или
конкретных инстинктах животных, которые были так сказать предтечей и началом начал будущей религиозности у людей. И так как никто не ответил на мой вопрос так как я хотел увидеть ваш ответ, то придётся мне кратенько ответить самому на него.
Как я считаю, непосредственными предначальными причинами человеческой религиозности были следующие животные инстинкты:1.Инстинкт самосохранения в конкретном инстинктивном Страхе смерти.Всем известно выражение: «Страх божий». Именно инстинктивный страх смерти у животных, переданный затем в ходе эволюции человеку был одной из базовых причин возникновения религиозности у человека. Но если у животных этот страх смерти «не далёкий» и потому «не большой», так как животные не могут предвидеть многие природные явления и не могут понимать многие события вокруг них, то с развитием мозга и соответственно разума у человека стали появляться и большее понимание событий вокруг него и больше возможности прогнозировать такое «природное явление» как собственную смерть. А в отличие от животных испытывающих страх только при непосредственной опасности, человек стал испытывать страх собственной смерти чуть ли не постоянно. Чтобы ослабить воздействие этого страха смерти и психологически защититься от него люди с стали придумывать себе бессмертные божества и бессмертную «жизнь» после смерти в потустороннем мире этих божеств. Возможно поэтому некоторые религии, например, у майя или ацтеков были основаны на страхе смерти и настолько сильно, что божество Смерти было у них доминирующим божеством, что в большой степени вредило их психике и миропониманию, в отличие, например, от христианства, где смерть считается преодолимой и бессмертная «жизнь» после смерти возможна, что делает христианство позитивной и жизнеутверждающей религией.
И так животный инстинкт Страха был первой причиной человеческой религиозности.
2.Инстинкт Ритуальных движений или действий с целью получения чего-то желаемого.Практически нет ни одной религии без ритуальных действий. Откуда они у человека? А вспомните ритуальные действия у животных. Особенно явно видны ритуальные действия связанные с половым инстинктом, когда например самец добивается разрешения на спаривание от самки. Такие ритуальные действия связанные с сексом есть у рыб, осьминогов, каракатиц, кальмаров, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и конечно у человека. Но эти ритуальные действия или некие простые движения у животных показали животным, а затем и появившемуся в ходе эволюции человеку, что если хочешь получить что-то желаемое, например самку, то надо что-то сделать – попрыгать, помахать лапами, хвостом или головой, что-то станцевать, что-то спеть и т.д. и т.п. (примеров из животного мира здесь можно было бы привести миллион). Так это понимание того, что чтобы что-то получить надо что-то сделать в качестве Ритуала передалось человеку и потому у человека возникло естественным образом понимание того, что чтобы на человека обратило внимание божество надо ему что-то сказать – так появились молитвы, надо что-то сделать или что-то не делать, чтобы попасть в загробный мир и «жить» там вечно – так появились проповеди и заповеди, надо что-то построить – так появились храмы, церкви и т.п., надо что-то сделать в виде определённых движений – так появились движения крещения и становление на колени, надо что-то помахать или потереть – так появились многие другие ритуальные действия и движения во всех религиях.
Таким образом – Ритуальные движения и действия у животных были второй предпричиной возникших затем у человека религиозных ритуальных действий и движений.
3.Инстинкт предвидения и предсказания каких-либо событий или действий на основе Определения причинно-следственных связей.Не вызывает сомнений, что животные способны предвидеть некоторые события и действия. Так некоторые животные могут предчувствовать землетрясения. Так хищные животные и птицы в том числе могут предвидеть действия и движения своих жертв и потому способны действовать на опережение. Так например слоны предчувствуя свою смерть от старости уходят в горы на кладбище слонов и там умирают. Это я всё к тому, что животные могут понимать и действовать по системе «причина-следствие». Это инстинктивное понимание и действие по системе «причина-следствие» передалось затем и человеку. У животных ввиду их «недалёкого ума» причинно-следственные связи понимаются непосредственно при изменении или при воздействии на них окружающей действительности и действовали они тоже практически всегда непосредственно на «раздражитель» и не могли задумываться и искать причину того или иного воздействия на них. Например: подул холодный ветер – животное натопырило шерсть или перья или спряталось в нору или гнездо, появился хищник – убежало от него и скрылось, стало темно – спряталось в гнезде или норе и легло спать, вашло из-за горизонта Солнце и стало светло и тепло – животное или птица начали свою дневную жизнь – и при этом ни одно животное не способно и не может думать о причинах ветра, о причинах появления хищника, о причине наступления ночи, о причинах наличия и восхода Солнца и т.д и т.п. То человек ввиду уже более развитого мозга стал всё больше и больше задумываться и искать Объяснения причинно-следственных связей между всеми явлениями в природе и всеми событиями вокруг него. Но при этом возникло страшное для человека несоответствие – возросшая потребность в объяснении есть, а достаточной возможности объяснить нет. Что человека и пугало и настораживало и «толкало» на хоть какие пусть и вымышленные, но объяснения того, что он видел, что он слышал, что оно чувствовал. Таким образом, ввиду развития у человека мозга и возникшей вследствие этого у него возможности более глубоко думать над причинно-следственными связями в явлениях природы и событиями вокруг него, но не имея такой возможности понять их и правильно объяснить их – появилось у человека фантазийно-мифическо-мистическое объяснение всех этих явлений природы и событий вокруг него, которые затем оформились и проявились уже в более развитых религиозных мировоззренческих концепциях.
То есть развитие мозга у человека и возникшее несоответствие между желанием и возможностями правильно объяснить явления природы и события вокруг него стало третьей инстинктивной причиной возникновения религии у человека, которая (причина) передалась ему от животного инстинктивного желания Определять причинно-следственные связи между событиями вокруг.
Таким образом, как я считаю, эти три инстинкта у животных были причинами возникновения религиозности у человека.