Еще я хочу попробовать ответить на текст Электрика о изменении нашего отношения к разумности окружающего. И ка к меняются представления о том, каковы могут быть в принципе инопланетяне или разумные системы. Здесь есть несколько направлений мысли, к этой теме, я думаю, ветка будет не раз возвращаться даже если она будет работать не всегда.
Если этот текст кем то будет признан как антинаучный я его легко могу потереть -настаивать на нем не стану.
Во-первых, я думаю, что стоит поискать исследования на эту тему у профессиональных историков науки, пока я таких текстов не нашла, но в планах это есть, просто я еще не знаю, какие критерии задавать в запросах, мне нужно подумать.
Сейчас я вижу это примерно так.
Вначале, в мифологическую эру развития нашего вида все вокруг как бы было разумным – то есть любая внешняя система. Духи гор, лесов, водоемов, видов животных - это такая классика религиозно-философской мысли, что трудно найти народы, у которых ее бы не было. Идея происхождения видов конечно тоже не Дарвину принадлежит, он ее просто сформулировал с научных внятных позиций, и в реальных последовательностях эволюции конкретных видов.
Первые смутные подозрения на этот счет у людей возникли в эпоху племенной жизни. Конечно, они были очень далекие от прямых внятных последовательностей.
Типа наше племя в далекие неясные времена произошло от медведей, а еще раньше от рыб, а мы от орла. Такого добра в истории религии горы – некоторые северные племена, в том числе проживавшие на территории нынешней России вели свое происхождение от нерп, рыб и прочих, окружающих их животных. Индейцы - каждое племя выбирало себе предка, популярны были сильные, ловкие и летающие направления обычно хищники(орлы, волки, змеи). Такие тенденции были распространены и в племенах в Африке.
Отчасти это было верное направление мысли, особенно учитывая зачаточное развитие самого нашего вида в эти времена. Мы по большому счету все когда-то больше трех миллиардов лет назад ваще были бактериями.
Ну и т.д. Потом христианство отделило человека от остального мира как нечто совершенно исключительное и как бы не имеющее никакой связи с породившим его окружающим биологическим пространством – теория Дарвина, например, встретила яростный отпор. Типа мы вам тут не обезьяны, а венец творения, не какая нибудь хухра мурха
:evil:
В этот период, кстати, развивались направления расизма, негров пытались выдать за скот, были даже научные работы западных ученых имеющих вполне респектабельные научные звания, утверждавшие – негр не разумное существо, это знаете просто такое животное.
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК СЕКТОР АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИНФОРМАТИКИ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭТНОГРАФИИ. Токарев С. А. Новосибирск 2003. Т
ГЛАВА 6 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ЭТНОГРАФИИ. РАСИЗМ .
Так как работу там, где я ее читала потерли, я даю ссылку на свой сайт где я ее сохранила
http://shar.k156.ru/232/shar9_3.php
наверное ее можно найти и в других местах. И всю книгу.
На мой взгляд это хорошая работа, отчасти дающая ответ на вопрос Электрика, но слишком подробный и локальный, я хотела поискать более обобщающие и охватывающие широкий диапазон истории исследования
[B]Биологизм в этнографии[/B]
Наряду с диффузионизмом было еще одно направление, сторонники которого пытались увести этнографию от историчекого рассмотрения явлений. На место исторических факторов развития они ставили саму биологическую природу человека.
Такая неправомерная подстановка "биологического" на место "исторического" ("социального") прослеживается в той или иной мере у многих авторов, принадлежащих к весьма различным идейным течениям. Мы видели элементы биологизма у эволюциониста Спенсера (гл. 2), у диффузиониста Фробениуса (гл. 5); в дальнейшем увидим крен в сторону биологизма у Фрейда и его школы (гл. 7), у функционалиста Малиновского (гл. 9). Но в своем самом "чистом", беспримесном виде биологическая точка зрения проявлялась в идейном течении, которое, доведя до крайности, до абсурда этот биологизм и заключив открытый союз с самой реакционной шовинистической и колониалистской политикой, поставило себя тем самым вне науки. Это расизм. Нам необходимо кратко ознакомиться и этим лженаучным направлением в этнографии.
[B]Гобино[/B]
В этом обширном сочинении Гобино пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной и основной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или "этнический", как Гобино весьма неправильно иногда выражался) фактор всегда был и остается важнейшей движущей силой культурного прогресса Не условия географической среды, не общественные учреждения, не нравственные понятия, а именно и только расовые качества людей влияют на развитие культуры определяют задержку развития и упадок.
[B]Социальный дарвинизм [/B]
Использование дарвинизма реаккционными антропологами и социологами-расистами - любопытный пример того, как оровая научная идея, примененная без серьезного эретическогю обоснования в некоей новой области, получает искаженный вид и приносит прямой вред.
Мы уже видели выше, что позитивист Спенсер, слишком прямолинейно понимавший идею эволюции, изобразил в карикатурно-клеветническом виде особенности внеевропейских народов, которые будто бы по самой сврей природе уступают и в физическом, и в моральном отношении европейцам. Некоторые видные немецкие антропологи и биологи-эволюционисты - Геккель, Фохт, Бюхнер и др. - также считали расовые типы европейских народов низшими. Отсюда ведет свое начало целое течение в антропо-ической науке (отразившееся и на этнографических дставлениях), которое получило впоследствии название "социального дарвинизма", или "политической антропологии", или "антропосоциологии". Наиболее известными деятелями этого реакционного направления считаются: в Германии-Отто Аммон, Людвиг Вольтман; в Англии-Хаустон Чемберлен; во Франции - Ваше де Ляпуж.
[B]Отто Аммон и Ваше де Ляпуж[/B]
Отто Аммон и Жорж Ваше де Ляпуж первыми выдвинули предложение (и попытались подкрепить его цифрами) о зависимости психических качеств и вообще характера людей,, а также и их социального положения от величины головного указателя. Чем ниже головной указатель, т. е. чем "длинноголовое" человек, тем он, как правило, одареннее, энергичнее, жизнеспособнее, а потому и социальное положение его выше. Аммон сделал такой вывод, обследовав 30 тыс. новобранцев в Бадене, Ляпуж - измерив 20 тыс. французов.
Оба автора обобщили свой материал таким образом, что получилась прямая корреляция - по их мнению - между антропометрическими данными (головной индекс) и социальным положением человека. По Аммону, брахикефалы - это потомки древнего местного населения Европы, занимающие ныне в целом более низкое общественное положение, в большинстве своем крестьяне; долихокефалы - это потомки германских завоевателей; последние селились в городах; туда же тянулись позже более активные (длинноголовые) элементы из деревни. Господствующие группы замыкались в привилегированные сословия, и сословный строй становился орудием естественного отбора.
[B]
Хаустон Чемберлен[/B]
Этот аристократ-англичанин, сын британского адмирала, сделался неожиданно убежденным германофилом. Страстный поклонник музыки Вагнера, он женился на дочери композитора, поселился в вагнерианском центре - Байрейте и совершенно онемечился. В 1899 г. он издал большое двухтомное сочинение "Основы XIX столетия", где провозгласил идеал "германизма" как воплощение всего лучшего, что создала европейская культура18. Немцев он считал лучшими представителями благородного "западноарийского" расового типа; резко выступал против евреев, считая их чуждым европейской культуре элементом.
Собственно это то, чем здесь иногда занимаются ветки в посиделках, только наоборот – местами наукообразное доказательство несостоятельности мыслительной деятельности собственного народа. Это обычный расизм.
Ну в общем и так страшно длинно получилось, может потом к этому вернемся.
В последнее время опять возникают разнонаправленные тенденции от присвоения некоторой разумности всем системам до глобального отделения человека от всего остального.
Например статья в справочнике под названием интеллект несекомых во времена борьбы за признание негров полноценными разумными существами была бы немыслима.
порвали бы на мелкие кусочки - как тузик грелку
А сейчас вот пжалста:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект_насекомых
;)
[B]Коротко выводы: [/B] я считаю обе тенденции - как отделение разумности именно человеческого типа так и попытки нахождения разумности во всем подряд (сейчас имеющие вполне научные тенденции развития) одинаково необходимыми и важными течениями. Нахождение равновесия между этими течениями и их разнообразие позволит нам когда-то в будущем заметить чуждый разум.
Это как постоянный детальный мониторинг океана, атмосферы, наземной биосферы и многообразных процессов в них, который сейчас проводится в широких масштабах многими странами, позволяет нам все больше понимать как живет наша биосфера. И когда-то в далеком будущем поможет построить свои собственные полноценные живые миры на планетах, где их раньше не было.
Надеюсь я вычистила все орфографические ошибки и неправильные склонения. Когда много читаешь автоматического перевода с других языков, просто перестаешь обращать внимания на окончания слов и фраз и видишь только общую мысль.
И собственная мысль появляется в таком количестве разных формулировок одновременно, что не успеваешь следить за тем, какая именно оказалась напечатанной. Я печатаю со скоростью речи, но вроде когда разговариваешь такого нет, это какая-то новая функция сознания видимо.
:)
Изменено:
Лилия Шаройко - 08.07.2018 00:27:34