| Цитата | 
|---|
| Ув. Добр Добрр спрашивает: 
 ... в статье об изменении движения фотона при смене системы отсчета  применительно к нашему ( в смысле, -  "к Вашему", - так, наверное, будет правильнее?) вопросу о луче ничего не сказано?
 | 
Конкретно в этой статье в отношении  именно так  Вами представленного,  конечно же, не сказано ничего. Да и вообще ...   Лично мне, прямо скажу, такие задачки как-то вот, не очень.  Ведь  тут прежде чем отвечать, надо еще прояснить, а правильно ли вообще сформулирован вопрос? Я же более люблю, когда в правильности постановки задачи на 100 %  заблаговременно (заведомо) уверен. К примеру, как вот в такой задачке из раздела  релятивистской кинематики: 
"Космонавт  находится  в  неосвещенном  космическом  корабле, летящем относительно Земли со скоростью, близкой к скорости света. На небольшом  расстоянии  от  космонавта  по  ходу  корабля  расположено зеркало. Через какое время космонавт увидит свое изображение в зеркале после включения источника света, расположенного рядом с космонавтом?".  
И простенько, и со вкусом, и интересно, не находите?
И, кстати, эту задачку приписывают самому Эйнштейну. Но это не по  проверенным слухам..
Или вот такая задачка, - еще одну нашел интересную, - каким-то  боком, можно даже сказать, приближенная к сейчас здесь обсуждаемому, - область равномерно расширяющейся сферы фотонов, образовавшийся  волновой фронт от всышки и всё такое:
"На  ракете, летящей со скоростью, близкой к скорости света, произошла вспышка света. С точки зрения ракеты область, занятая фотонами, представляет  собой  равномерно  расширяющуюся  сферу.  Каким представляется волновой фронт от вспышки неподвижному наблюдателю?
* * *
Примечание:Эти две задачки взяты из сборника задач  по курсу механики и теории относительности, предлагавшихся в течение многих лет студентам 1-го курса физического факультета Новосибирского государственного университета. Курс  был  разработан  основателем  и  первым  директором  Института ядерной физики Сибирского отделения РАН, академиком 
Г.
И.
 Будкером. Особенностью  данного  курса  является  изменение  "классического" порядка  изложения и введение современных  представлений о свойствах пространства-времени  и  релятивистских  законах  движения  с  самого начала обучения, в рамках курса общей физики. Основу сборника составляют оригинальные задачи, предложенные в разные  годы  коллективом  преподавателей  физики - научными  сотрудниками  физических  институтов  Сибирского  отделения  РАН  и кафедр Новосибирского   государственного   университета для семинарских занятий, для контрольных заданий, для письменных и экзаменационных работ.